Ученый, его друзья, ученики

         Менделеев Дмитрий Иванович (1834 — 1907 гг.)

Ученый, его друзья, ученики

 

 

Во время своего пребывания в Европе, «в Гейдельберге, в лабораториях знаменитой немецкой химической школы, Д. И. Менделеев встречается с Р. Бунзеном, Ж. Дюма, Г. Кирхгофом, Ю. Либихом, Ш. А. Вюрцем, Э. Эрленмейером, другими выдающимися учёными Запада. Здесь же начинается его большая дружба с работавшими за рубежом молодыми русскими учёными — будущими корифеями отечественной науки - И. М. Сеченовым и А. П. Бородиным (последний, вероятно, больше известен как выдающийся композитор). Молодые люди, к которым вскоре присоединился и И. И. Мечников, дали клятву верности друг другу и остались верны ей всю жизнь (академик Ю. А. Овчинников).

Надо отметить, что Д. И. Менделеев ценил и глубоко понимал искусство, его сын (Иван Дмитриевич) писал: "Отец страстно любил живопись и скульптуру, составлял художественные коллекции и, можно сказать, так же дышал искусством, как наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии и высшей правде».

Дмитрий Иванович Менделеев дружил с художниками И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, И.И.Шишкиным, критиком В. В. Стасовым, у него на менделеевских «средах» бывали Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, А. И. Куинджи, про картину которого «Ночь на Днепре» Д. И. Менделеев написал специальную статью. Д. И. Менделеев был избран действительным членом Академии художеств. Существует фотография, на которой изображены Д. И. Менделеев и А. И. Куинджи, играющие в шахматы.

Встречи с учёными, художниками и другими выдающимися деятелями искусства привели к тому, что, видимо, не случайно его дочь Любовь Дмитриевна вышла замуж за Александра Блока.

Старший сын Д. И. Менделеева Володя (впоследствии женатый на дочери художника К.Лемоха) учился в Морском корпусе, а на праздники приезжал к отцу вместе со своим другом - А. Н. Крыловым, будущим великим русским и советским кораблестроителем, который здесь прошёл менделеевскую школу постановки эксперимента.

Известно также, что при приготовлении к полёту на воздушном шаре в 1887 году присутствовали сын Д. И. Менделеева Владимир, а также его друзья - профессор К. Краевич и художник И.Репин, который устроился недалеко от воздушного шара вместе с фотографами (известна фотография старта воздушного шара).

Среди учеников Д. И. Менделеева был И. М. Сеченов — основоположник русской физиологической школы, уже в 1863 году опубликовавший работу «Рефлексы головного мозга», который писал: «Быть учеником такого учителя, как Менделеев, было, конечно, и приятно, и полезно, но я уж слишком много вкусил от физиологии, чтобы изменить ей, и химиком не сделался».

Любимым учеником Д. И. Менделеева был заведующий Морской научно-технической лабораторией профессор И. М. Чельцов, которому французы безуспешно предлагали один миллион франков за состав бездымного пироколлоидного пороха, другой ученик - профессор Д. П. Коновалов во время болезни учителя читал за него доклад на съезде русских естествоиспытателей в Киеве.

Но всех учеников Д. И. Менделеева просто невозможно перечислить: они работали не только в области химии, а в самых различных областях знаний в соответствии с широкими научными интересами их гениального учителя, поэтому учениками Д. И. Менделеева можно считать химиков, физиков, метрологов, метеорологов, гидродинамиков, аэродинамиков, нефтяников, работников просвещения, экономистов, работников сельского хозяйства и людей многих других профессий, проблемами которых великий учёный занимался на протяжении своей жизни.

«Работавшие с Дмитрием Ивановичем люди в один голос утверждали, что, несмотря на крутой нрав и тяжёлый характер, Менделеева любили, ибо он строил свои отношения с сотрудниками на основе их деловых качеств и ценил таланты и трудолюбие людей...» (Г. Смирнов, «Менделеев»).

Но по-иному характеризуется деятельность Менделеева таким еврейским автором, как Г. Аронсон («Русско-еврейская печать»), отмечавшим, что «Менделеев в Петербургском университете "проявлял антисемитизм"» (см. А. И. Солженицын «Двести лет вместе», М., 2001). Видимо, кто-то из еврейских студентов плохо успевал в университете, что дало повод к такого рода обвинениям. Это известная еврейская позиция: если плохо учится русский, то значит - он тупой; если плохо учится еврей, то значит - преподаватель антисемит.

Другой современный еврейский автор пишет: «Как учитель Д. И. Менделеев не создал и не оставил после себя школы. Но целые поколения русских химиков могут считаться его учениками» (В. Левин «Русские учёные XX века», М., «Росмэн», 2003).

Автор всё-таки вынужден отметить, что «открытие Д. И. Менделеевым периодического закона является наивысшим достижением естественных наук второй половины XIX века. За 38 лет существования менделеевского закона было открыто 23 химических элемента. И все они нашли своё место в таблице. Элемент, открытый в 1958 году, назвали менделевием».

Лекции профессора Д. М. Менделеева всегда пользовались большой популярностью... «Аудитория, где читал Дмитрий Иванович, всегда была полна слушателей. Больше всего народу собиралось на его первую в учебном году лекцию и на лекцию о периодическом законе. В эти дни в аудиторию приходили студенты со всех факультетов. И в памяти десятков русских химиков, инженеров, врачей навсегда запечатлелось величественное и волнующее зрелище -лекции Менделеева» (Г.Смирнов), а сам профессор писал: «ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей".

В этом плане его последняя лекция в Петербургском университете была, по-видимому, лучшей за все годы преподавания. «Он говорил о "фонаре науки", который должен осветить недра земли, о том, что Россия должна стать экономически независимой страной, доказывал, что развитие производительных сил страны есть первейшее практическое дело русской "образованности"... И, если перед лекцией его встретили бурной овацией, то покинул он трибуну со словами: "Покорнейше прошу не сопровождать мой уход   аплодисментами...",    -   при   полном   молчании   зала...» ( Ю. А. Овчинников).

Академик В. И. Вернадский вспоминал: «На его лекциях мы освобождались от тисков, входили в новый чудный мир, и в переполненной 1-й аудитории Дмитрий Иванович, подымая и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого».

В 1883 году состоялась защита диссертации Василия Васильевича Докучаева «Русский чернозём», которая решительно порывала со всеми ранее принятыми воззрениями на почву и открывала новый мир фактов и явлений (этот материал даётся на основе книги В. Сафонова «Первооткрыватели», «Молодая гвардия», 1952).

Одним из официальных оппонентов работы был Д. И. Менделеев - гроза диссертантов. Но «чуть сутулый, могучий человек с нависшими бровями и львиной гривой по плечи на огромной, тяжёлой голове - человек, так не похожий ни на кого другого, словно резкой чертой отделённый ото всех окружающих его, был на этот раз неузнаваем. Великий химик и универсальный естествоиспытатель на диспуте Докучаева, по воспоминаниям современников, "рассыпался в похвалах"".

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz